После празднования 40-й годовщины в прошлом году кинофестиваль Sundance продолжает вспоминать свое славное прошлое. На фестивале в Парк-Сити, штат Юта, будут показаны более 80 совершенно новых художественных фильмов, а также повторятся показы ключевых фильмов, которые оказали значительное влияние на Институт Sundance и независимое кинопроизводство. Среди новинок этого года — показ фильма 1983 года «El Norte», который впервые был представлен на фестивале во вторник.
Сорок лет спустя фильм Грегори Навы и соавтора Анны Томас «El Norte», который изначально был номинирован на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий, продолжает считаться свежей американской классикой. Этот мощный эпос описывает опасное путешествие, которое предпринимают некоторые мигранты из Центральной Америки в поисках лучшей жизни в Соединенных Штатах, и он по-прежнему вызывает глубокий отклик в 2025 году, как и тогда, когда он впервые вышел.
На протяжении более четырех десятилетий Нава был тесно связан с Sundance, охватывая его фестиваль и институт. Он был частью первой Sundance Lab в 1981 году, где он усовершенствовал «El Norte», сотрудничая со своими актерами, чтобы сформировать историю, которая резонировала с его личным опытом жизни вблизи границы и обширным исследованием, которое он провел, общаясь с выходцами из Центральной Америки, бежавшими от насилия на родине.
Размышляя по Zoom об этом выездном мероприятии для кинорежиссеров, Нава описывает его как необычайное событие. Он работал там с Сидни Поллаком и Уолдо Солтом. Одним из условий, выдвинутых Навой на Sundance, было то, что для «El Norte» они должны были собрать профессиональных актеров наряду с теми, у кого не было актерского опыта. Они пригласили Ивана Пассера, известного чехословацкого режиссера, известного по «Intimate Lighting», который был искусен в работе с неактёрами.
Выбрав в качестве главных героев относительно неподготовленных актеров Заиде Сильвию Гутьеррес и Дэвида Вильяльпандо, Нава стремился придать фильму сырую, подлинную эмоциональную глубину, которая резонирует с реальностью. Такой подход позволил сострадательно представить людей, которых часто упускают из виду, даже в их собственных повествованиях.
Нава комментирует: «Лос-Анджелес был заполнен людьми, работающими в тени», имея в виду таких людей, как домработницы, садовники, воспитатели детей и различные городские служащие. Исходя из своего личного опыта, я мог сказать, что эти люди были в основном из Гватемалы, Мексики или беженцы, ищущие лучшей жизни здесь, в США, и один из них поделился необычной историей.
Однако Нава понимал, что повествование этой великой саги требует уникального метода, отклоняющегося от стиля, который он заметил в голливудских историях. Вместо этого он представил себе повествование, глубоко укорененное не в европейских структурах историй, а в фольклоре коренных народов, в частности майя.
При создании «El Norte» одной из моих целей было рассказать латиноамериканскую историю аутентично, используя стиль, который находит отклик в латиноамериканском сообществе. Я стремился избежать создания фильма, который подражал бы чьей-то чужой работе.
Как знаток кино, я погрузился в грандиозные романы из Латинской Америки, такие как «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса и «Сеньор Президент» Мигеля Анхеля Астуриаса. Однако мое путешествие на этом не закончилось. Я рискнул зайти еще дальше, найдя вдохновение в древнем «Пополь Вух», священном тексте, почитаемом народом киче в Гватемале. Именно во время этого исследования в моем сознании изначально сформировалась концепция «El Norte» как истории о братьях и сестрах.
Одним из общих элементов, встречающихся в древнем мезоамериканском и майянском фольклоре, является повторяющаяся тема близнецов, особенно пар, а не одиночек. Например, в «Пополь Вух» есть братья-близнецы Хунахпу и Шбаланке. Учитывая, что наши персонажи происходят из культуры майя, я стремился точно отразить это наследие, оставаясь верным майянской мифологии и традициям повествования.
Как киноман, я нахожу «El Norte» глубоко трогательным, поскольку в центре внимания — брат и его сестра, которых играют новички Вильяльпандо и Гутьеррес. Разделенный на три части — «Arturo Xuncax», «Coyote» и «El Norte» — этот фильм рассказывает душераздирающую историю Розы и Энрике.
Братья и сестры вынуждены бежать из родного города из-за жестокого насилия, совершенного военными, которое уносит жизни их родителей. Когда на карту поставлены их собственные жизни, они отправляются в опасное путешествие к обетованной земле, которая дарит надежду. Эта одиссея сначала ведет их через Мексику, затем через границу и в конечном итоге в беспощадный Лос-Анджелес, который сокрушает их мечты ледяным равнодушием, будь то американское или иное.
Подобным образом Нава черпал вдохновение из различных рукописей майя XVII и XVIII веков, чтобы создать уникальный символизм для фильма. Он выделяет особую сцену, где Роза обнаруживает, что вооруженные люди забрали (и, предположительно, убили) ее мать. Вместо того чтобы изображать жестокое событие, Нава изображает Розу, пришедшую к камню для готовки (комалу) своей матери и обнаружившую, что он заполнен белыми бабочками.
В «Чилам Балам» есть образ, изображающий времена, когда беда обрушивается на землю — эпидемии, испанское завоевание, конфликты с ица, смерти, голод — упоминается стая белых бабочек. Когда я это прочитал, это меня сильно поразило. Это наше уникальное латиноамериканское повествование, рассказанное таким образом, который никогда раньше не был виден на экране, с образами, которые глубоко укоренились в нашей культуре.
Чтобы выполнить свое обещание включить фольклор майя в «El Norte», Нава твердо решил создать трехъязычный фильм — рассказ ведется на языке киче, испанском и английском — тем самым достоверно изображая путешествие, которое в равной степени связано с языковой трансформацией и географическим перемещением.
В ходе фильма, от Гватемалы через Мексику и, наконец, в США, особенно в Лос-Анджелес, Нава постепенно разрушает магический реализм, который был глубоко укоренен в воспитании Розы и Энрике. Яркий символизм, который когда-то определял их родной город, где их жизни были переплетены с образами, похожими на сон, начинает рассеиваться. По мере того, как они прокладывают себе путь в качестве нелегальных рабочих в США, они сталкиваются с беспощадной реальностью, которая быстро овладевает ими.
Нава ясно осознает, насколько актуален сегодня фильм «El Norte». В условиях продолжающихся дискуссий о границе и предполагаемом миграционном кризисе акцент фильма на человеческой стороне персонажей майя возвращает повествование к реальным трудностям и выборам, с которыми сталкиваются те, кто рискует своей жизнью, пересекая границу.
Нава вспоминает недавний показ фильма студентам Университета Южной Калифорнии, которые посмотрели его впервые.
После окончания фильма он вспоминает, как его окружали студенты. Они сказали ему, что фильм выглядит так, будто его сняли только в прошлом году. Это взаимодействие было для него весьма полезным, так как он мог утвердительно ответить, что их работа имела такое влияние и актуальность. Однако 40 лет спустя он сетовал, что ситуация, изображенная в фильме, осталась неизменной.
Темы, показанные в фильме, остаются актуальными и сегодня, поскольку проблемы, которые он поднимает, сохраняются. По сути, история Розы и Энрике продолжает представлять трудности, с которыми сталкиваются бесчисленные другие беженцы, которые продолжают свой путь в США в поисках светлого будущего.
Воздействие повествования мощное, достигающее кульминации в поразительной финальной сцене — графическом изображении отрубленной головы. Это мрачный финал, но Нава чувствовал, что он был необходим. Он понимал, что этот фильм должен быть снят независимо, вдали от студийной системы, и при поддержке таких учреждений, как Институт Сандэнса и PBS (частично финансирующих производство). Его целью было предоставить неотфильтрованное изображение суровой повседневной жизни таких людей, как Роза и Энрике.
С моей точки зрения, выражение правды было для меня решающим на протяжении всего процесса создания этого фильма, особенно потому, что это был независимый проект. Честно говоря, я не мог придумать радостного завершения для повествования о беженцах, поселяющихся в нашей стране. Сделать это было бы заблуждением.
Смотрите также
- Распутываем умопомрачительный поворот в финале второго сезона «Бункера»!
- Вы не поверите, эти 5 мем-монет 🤑 взорвутся в феврале 2025 года! 🚀
- Дата листинга Zoo Airdrop: Какова будет цена токена ZOO при запуске?
- Прогноз курса: доллар к бату
- Правдивая история захватывающей шведской криминальной драмы Netflix «Прорыв»
- Разбираем запутанный финал дорамы Netflix «Сундук»
- Прогноз курса: юань
- Разбираем финал 6-го сезона сериала «Вирджин-Ривер»
- Может ли XRP взлететь до $1000 благодаря погашению государственного долга США и глобальному принятию?
- Странное слушание по утверждению кандидатуры даже для РФК-младшего.
2025-01-28 22:02