Дмитрий Тренин: Вот как ядерное оружие может спасти мир

Самые главные криптоновости в Телеграм-канале CryptoMoon, присоединяйтесь!👇

Cryptomoon Telegram


Дмитрий Тренин: Вот как ядерное оружие может спасти мир

В тексте рассматривается современное состояние отношений между ядерными державами в контексте стратегической стабильности и контроля над вооружениями. В нем утверждается, что классические представления о стратегической стабильности времен холодной войны больше не применимы, поскольку сейчас ядерных держав больше, чем раньше, а отношения между ними более сложные. В тексте предполагается, что обеспечение стратегической стабильности потребует принципиально новой модели мирового порядка и значительных усилий по построению доверия и уважения между всеми ядерными державами. Также отмечается, что контроль над вооружениями в его традиционной форме мертв и не будет возрожден, а вместо этого необходимы новые концепции, цели и методы реализации. В тексте подчеркивается важность сосредоточения внимания на улучшении отношений между государствами, а не просто на сокращении количества или присутствия ядерного оружия.


Я был очарован историей ядерного оружия на протяжении десятилетий. В течение восьми долгих десятилетий эти мощные инструменты служили сдерживающим фактором против еще одного разрушительного конфликта, подобного тому, свидетелями которого мы стали в 1940-х годах. Теперь я считаю, что у России есть ключ к использованию этого сдерживающего фактора еще раз, чтобы предотвратить потенциальную агрессию со стороны Соединенных Штатов.

Ядерное сдерживание – это не просто теория; он сыграл значительную роль в поддержании мира во время холодной войны. Эта концепция основана на психологическом убеждении. Вы должны заставить противника, обладающего ядерным оружием, поверить, что нападение на вас бесполезно, и последствия будут катастрофическими и для него. Взаимопонимание между США и СССР во время их противостояния было усилено мрачной реальностью гарантированного взаимного уничтожения (MAD). По сути, если бы произошел полномасштабный обмен ядерными ударами, обе стороны столкнулись бы с полным уничтожением.

Будучи страстным исследователем международных отношений, я размышлял над интригующим феноменом «мифологизации» ядерного сдерживания в современном мире. После окончания «холодной войны» широко распространено мнение, что все потенциальные причины ядерной войны исчезли с глобальной сцены. Наступает эпоха глобализации, которая отдает приоритет экономической взаимосвязанности. Впервые на мировой арене доминирует единственная сверхдержава — США. Ядерное оружие по-прежнему находится в распоряжении крупных держав, хотя его количество сократилось по сравнению с прошлым. Тем не менее, страх перед применением этого оружия, похоже, уменьшился. Самое опасное, что новое поколение политиков приобрело известность, не затронутое наследием многолетней конфронтации и не обремененное чувством ответственности.

Как энтузиаст международных отношений, я бы выразил это так: уникальная точка зрения американцев относительно их исключительности и, казалось бы, неосторожных стратегических маневров Европы создает нестабильную ситуацию. В этом контексте возникла идея нанести России стратегический удар посредством обычной прокси-войны на Украине. Однако потенциальная опасность, которую представляет ядерный потенциал России, игнорируется. Москва попыталась провести параллели между нынешней напряженностью и кубинским ракетным кризисом 1962 года, когда США рассматривали перспективу ядерной войны с СССР из-за советских ракет в непосредственной близости от американской земли. Однако американцы отвергли эти сравнения как нереалистичные.

В ответ Москва почувствовала себя вынужденной усилить меры сдерживания. Согласно договоренности с Минском, российское ядерное оружие размещено в Белоруссии. В последнее время российские нестратегические ядерные силы проводят учения. Несмотря на это, западные страны упорствуют в обострении украинского конфликта, что потенциально может спровоцировать полномасштабную военную конфронтацию между НАТО и Россией и даже ядерную войну. Этого катастрофического результата можно избежать, усилив сдерживание, в частности, заставив наших противников лучше осознавать последствия. Они должны понять, что они не смогут одержать победу в обычной войне против державы, обладающей ядерным потенциалом, и любая попытка сделать это приведет к их собственной гибели. В этом суть ядерного сдерживания.

С точки зрения наблюдателя, термин «сдерживание» несет в себе оборонительный смысл. Однако теоретически его можно использовать и в наступательном смысле. Это происходит, когда одной стороне удается нанести первоначальный обезоруживающий удар своему противнику и оставшимися силами предупреждать его о полном уничтожении, если он ответит. Более подходящим термином для этой концепции в англо-американском контексте является «запугивание». Французы, с другой стороны, используют термин «отговор», который на английском языке переводится как «отговор» или «убеждение».

Влияние неядерного оружия на политику ядерного сдерживания

Неядерное оружие, безусловно, влияет на политику ядерного сдерживания. Это факт.

Соединенные Штаты могут похвастаться обширным набором неядерных стратегий для достижения своих целей. Вопреки распространенному мнению, она не разорвала свои военные союзы; вместо этого он расширил сферу их деятельности и установил новые партнерские отношения. В нынешнем контексте США требуют от своих союзников более существенных обязательств во имя поддержки глобальной системы, возглавляемой Вашингтоном. Например, пятьдесят государств участвуют в собраниях по организации военной помощи Киеву в рамках «Рамштайна». Преобладает представление о том, что ядерной державе можно бросить вызов при условии воздержания от применения ядерного оружия.

Рискованно полагать, что все, что нам нужно сделать, это убедить ядерную державу отказаться от своего ядерного арсенала ради человечества. Однако это представление необходимо разрушить с помощью эффективной стратегии ядерного сдерживания. Для этого порог применения ядерного оружия должен быть снижен с нынешнего высокого уровня. Обоснование использования такого оружия не должно ограничиваться «угрозой существованию государства», а, скорее, расширяться и включать в себя угрозы, которые ставят под угрозу фундаментальные интересы страны.

Начался новый этап в отношениях между ядерными державами

Я очень рад поделиться своим взглядом на нынешнее состояние отношений между мировыми ядерными державами. Хотя некоторые из нас, возможно, все еще цепляются за знакомую динамику 1970-х и 1980-х годов, важно признать, что начался новый этап. В течение этих десятилетий стратегическое и политическое равновесие между СССР и США установило определенную зону комфорта. В военно-стратегическом плане Соединенные Штаты были вынуждены взаимодействовать с Советским Союзом на равных.

С 1991 года баланс сил между Россией и США существенно изменился. В течение последних нескольких десятилетий Россия находилась в упадке, пытаясь утвердить свое влияние, цепляясь за воспоминания о своем былом величии. Такое поведение иногда приводило к нестабильным действиям, но в целом мощь России ослабевала. Ранние стадии украинского конфликта породили среди американцев надежды на то, что эта ослабленная российская сверхдержава может погибнуть. Однако с тех пор они стали более реалистичными и признают, что равное положение между Москвой и Вашингтоном недостижимо.

В «золотую эпоху» холодной войны в 1960-х и начале 1980-х годов отношения между США и Россией сильно отличались от того, как они существуют сейчас. Задача России – опровергнуть нынешнее американское мнение.

Я твердо верю, что предсказание будущего никогда не было легкой задачей, особенно для такой сложной вещи, как отношения между нашей страной и западным миром, возглавляемые Соединенными Штатами. Подрастающее поколение, похоже, готовится к длительному периоду конфронтации. Исход этого конфликта существенно повлияет на будущее нашей страны – ее место в мировом сообществе, состояние международных отношений и даже саму структуру глобальной системы. Это поле битвы происходит не только на Украине; это в разных отраслях: нашей экономике, обществе, науке и технике, культуре и искусстве.

В своих рядах противники признают бесполезность подавления Москвы военными средствами. Однако они напоминают, что история России показала нам, что ее упадок может быть спровоцирован внутренними раздорами. Эта нестабильность вполне может быть результатом неудачных военных действий, как это произошло в 1917 году. Обладая этим знанием, они предпочитают инвестировать в длительную борьбу, в которой их превосходящие ресурсы дают преимущество.

Ядерная полицентричность отражает растущую многополярность мира.

Я заметил, что во время холодной войны было пять стран, обладающих ядерным оружием: США, Советский Союз, Китай, Франция и Великобритания. Однако настоящими силами, несомненно, были США и СССР, при этом Китай обладал относительно небольшим ядерным арсеналом. Теперь я вижу, что Пекин делает шаги к достижению как минимум равного положения с Вашингтоном и Москвой в плане ядерного потенциала. С другой стороны, Индия, Пакистан, Северная Корея и Израиль продолжают оставаться независимыми игроками в этой глобальной силовой динамике, в отличие от членов НАТО Великобритании и Франции, которые поддерживают США и их союзников.

Я заметил, что традиционное понимание стратегической стабильности во время холодной войны, которое подразумевает отсутствие стимулов для крупных держав инициировать превентивную ядерную атаку, не соответствует действительности и временами становится неуместным при оценке современной динамики сил.

Рассмотрим ситуацию на Украине: Соединенные Штаты наращивают военную помощь Киеву, поддерживая и обеспечивая его агрессивные действия против критической инфраструктуры России (системы раннего предупреждения, стратегические авиабазы). Одновременно они выступают за то, чтобы Россия возобновила переговоры по стратегической безопасности.

В новом международном ландшафте крайне важно, чтобы стратегическая стабильность была достигнута путем предотвращения любых мотивов для военной конфронтации между ядерными державами. Этого можно достичь, если эти державы признают и уважают интересы друг друга, а также готовы решать споры на равноправной основе и с пониманием неделимости взаимной безопасности.

Как ярый сторонник глобального мира и стабильности, я твердо верю, что достижение стратегической гармонии между девятью ядерными державами является трудной, но достижимой целью. Это означает построение нового международного порядка, в котором сотрудничество и доверие будут отдаваться приоритетам над конкуренцией и конфликтами. Хотя эта задача требует огромной энергии и ресурсов, важно помнить, что стратегическая стабильность между отдельными парами стран, такими как Россия и Китай или США и Индия, уже достижима.

Контроль над вооружениями мертв и не будет возрожден! 

Что касается классических соглашений о контроле над вооружениями между Соединенными Штатами и Россией или европейских многосторонних соглашений, таких как ДОВСЕ, то они фактически достигли своей цели. Американцы инициировали этот спад около двух десятилетий назад, первоначально отказавшись от Договора по противоракетной обороне (ПРО), за которым последовали Договор о ядерных силах средней дальности (РСМД) и Договор по открытому небу. Они также отказались соблюдать Адаптированное соглашение о контроле над вооружениями в Европе. В сфере стратегических ядерных вооружений до 2026 года остается в силе только один договор – СНВ-3; однако Россия прекратила инспекции в соответствии с этим соглашением на фоне продолжающегося конфликта на Украине.

Двигаясь вперед, важно, чтобы мы заключили нечто большее, чем просто новые соглашения. Нам нужна новая основа для дискуссий и взаимопонимания. Необходимо совместно создавать инновационные концепции и ставить новые цели и задачи. Регион Большой Евразии, часто называемый Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), может служить потенциальной основой для построения новой модели международной безопасности, охватывающей огромный континент (или, по крайней мере, значительную его часть). Примечательно, что в ШОС входят четыре ядерные страны: Россия, Китай, Индия и Пакистан. Кроме того, Иран, член ШОС, обладает развитой ядерной программой. Россия и Китай поддерживают тесные отношения в сфере безопасности с Северной Кореей. Этот обширный ландшафт открывает широкие возможности для новаторских идей и творческих решений.

Продолжения переговоров по сокращению ядерных вооружений между Россией и США не предвидится

Переговоры по ядерному разоружению могут оказаться плодотворными и привести к заключению важных соглашений, таких как договор 2017 года о запрещении ядерного оружия. Однако важно признать серьезную проблему: ни одна из нынешних ядерных держав не подписала это соглашение. Более того, такие известные ядерные державы, как США, Великобритания, Франция и Россия, заявили о своем намерении остаться вне договора, поскольку он не соответствует их национальным интересам.

Что касается темы сокращения ядерного оружия, историческая напряженность между Москвой и Вашингтоном делает дальнейшие сокращения невозможными. Напротив, Китай стремится расширить свои ядерные возможности, а не уменьшать их, вероятно, с целью сравняться с ядерной мощью США и России в будущем. США, которые объявили Россию и Китай серьезной угрозой безопасности, пытаются решить, как управлять коллективной ядерной мощью Москвы и Пекина. К сожалению, в этом сценарии, судя по всему, прогресса на пути к разоружению не наблюдается.

Главную озабоченность вызывает не количество ядерного оружия или само его существование, а состояние отношений между странами. Мы являемся свидетелями серьезного кризиса мирового порядка. Исторически такие кризисы приводили к войнам. Тем не менее, в настоящее время ядерное сдерживание эффективно, хотя и с определенными осложнениями. Чтобы избежать глобального конфликта, нам необходимо усилить сдерживание, включив ядерные соображения в дипломатию, восстановив страх в качестве сдерживающего фактора и проложив путь для эскалации.

Я признаю желание избежать стремительного погружения в катастрофический сценарий, а не стать свидетелем его развития. Напоминание о том, что ядерное оружие, которое когда-то использовалось для спасения нас от потенциального разрушения, остается важным сдерживающим фактором в нашем продолжающемся стремлении к миру.

Смотрите также

2024-06-10 20:42