Она сняла честный фильм о миграционном кризисе в Польше. Вот тогда у нее и начались проблемы

Самые главные криптоновости в Телеграм-канале CryptoMoon, присоединяйтесь!👇

Cryptomoon Telegram


Как режиссера с глубоким стремлением рассказывать важные истории, меня всегда привлекали проекты, которые проливают свет на состояние человека и сложности нашего мира. «Зеленая граница», мой последний фильм, не является исключением. Этот проект имел для меня особое значение из-за разоблачительного заявления Качиньского, главной политической силы в Польше, о важности контроля над повествованием и предотвращения разоблачения СМИ суровых реалий кризиса беженцев.

В 22:00. В Берлине Агнешка Холланд, польский кинорежиссер, возвращается в свой отель после долгого дня на съемочной площадке. Несмотря на усталость, она не замечает и не возражает против того, что сидит перед изображением Мэри Поппинс во время интервью Zoom в своей комнате, украшенной голливудской тематикой.

Холланд выглядит утомленной, и это понятно из-за требовательных съемок ее текущего проекта «Франц», который она описывает как экспериментальную биографию Франца Кафки, состоящую из интригующих фрагментов, призванных разгадать загадку. Однако по мере того, как она углубляется в обсуждение своего нового фильма «Зеленая граница», премьера которого состоится в Лос-Анджелесе в пятницу, ее энтузиазм по поводу производства возрождается, а усталость, кажется, исчезает.

Проще говоря, «Зеленая граница» — это увлекательная история беженцев, написанная известным писателем и режиссером, в число работ которого входят «ЕвропаЕвропа» 1990-х годов и три эпизода «Прослушки». Этот проект представляет собой интригующую смесь ее знакомых тем и свежих взглядов. Однако его выпуск вызвал серьезные споры в Нидерландах, вызвав беспрецедентную негативную реакцию, которая удивила 75-летнюю режиссерку, несмотря на ее долгую историю создания смелых и бескомпромиссных фильмов.

Она вспоминает, как в свое время испытывала чрезвычайную ненависть в Польше, в первую очередь спровоцированную польским правительством. На протяжении своей долгой жизни она сталкивалась с многочисленными проблемами, но ни одна из них не могла сравниться с этой беспощадной кампанией враждебности со стороны чиновников. Угрозы и недовольство были настолько велики, что она почувствовала себя вынужденной нанять постоянных телохранителей для защиты.

A scene from Agnieszka Holland’s “Green Border.”
(Agata Kubis)

Для записи:

В 15:37. 28 июня 2024 года в этой статье исправлена ​​ошибка в имени Ярослава Качиньского, ранее возглавлявшего польскую партию «Право и справедливость». В предыдущем черновике имя было неправильно написано как Каржинский.

Я был частью группы, которая в 2023 году подверглась резкой критике со стороны высших эшелонов польской партии «Право и справедливость». Возглавлявший партию Ярослав Качиньский назвал фильм «Зеленая граница» постыдным, отталкивающим и отвратительным. Польские министры пошли еще дальше, назвав это интеллектуально нечестным и морально позорным. Они проводили невыгодные сравнения с нацистскими пропагандистскими фильмами, а Холланда сравнивали с высшим функционером Третьего рейха Йозефом Геббельсом. Один министр даже пришел к выводу, что режиссер фильма лишилась права идентифицировать себя как полячка.

Правительство пошло еще дальше, запретив «Зеленой границе» претендовать на премию «Оскар» за лучший международный фильм Польши. Вместо этого они потребовали от кинотеатров показать перед фильмом двухминутный проправительственный пропагандистский ролик. Холланд делится: «Власти выпустили несколько приятных клипов, восхваляющих достоинства польского государства». Некоторые владельцы кинотеатров смело бросили вызов этому приказу и вообще отказались его показывать. Однако один поддерживаемый правительством кинотеатр был вынужден показать фильм, но заявил, что все доходы от его показа будут пожертвованы активистским организациям.

Удивительно, но Холланд прокомментировал враждебную реакцию: «Несмотря на то, что мне самому было неудобно, зрители были чрезмерно агрессивны и напряжены. В конце концов, их чрезмерная реакция способствовала кассовым успехам «Зеленой границы» в Польше, сделав его одним из самых кассовых фильмов года. » Более того, дискуссии после показа оказались продолжительными и содержательными, и зрители оставались там часами. Наш честный диалог вселил во многих мужество, создав глубоко трогательный опыт для всех участников.

Как фанат я бы описал это так: нашумевший фильм, наделавший немало шума и получивший специальный приз жюри в Венеции, вдохновлен реальными событиями и имеет жуткое сходство с сюрреалистическим миром Кафки. Начиная с 2021 года Александр Лукашенко, давний лидер соседней с Польшей Беларуси и близкий союзник Путина, сделал неожиданный шаг, содействуя прилету в его страну ближневосточных беженцев. По прибытии их бесцеремонно препроводили к польской границе и буквально перетолкнули через нее.

Вместо типичного образа Польши путешественники столкнулись с неожиданной картиной: Зеленой границей, густым лесом. Газета New York Times описала этот район как «буферную зону шириной две мили вдоль границы» с «забором из колючей проволоки длиной 116 миль и высотой 18 футов» и постоянным наблюдением польских пограничников. Этих беженцев насильно вернули в Беларусь, а затем снова вытеснили обратно в Польшу. Этот эффект пинг-понга продолжался бесконечно: во время хаоса происходили жестокие столкновения, кражи и человеческие жертвы.

“The past which was never healed is frankly still present,” says Holland, photographed at New York’s Film Forum in June.
(Evelyn Freja / For The Times)

Холланд, хорошо зная обстоятельства, объясняет, что беспорядки начались в 2015 году с гражданской войны в Сирии. Она утверждает: «Европа питает глубокий страх перед притоком людей, чьи физические особенности, вера и обычаи резко отличаются от наших». Эти опасения были быстро использованы правыми правительствами для усиления беспокойства и вселения чувства опасности.

Лукашенко, возможно, при поддержке Путина, решил усугубить ситуацию, позволив беженцам проходить через этот коридор, стремясь создать нестабильность в Польше и Европе, а также продемонстрировать, что Европейский Союз, предположительно основанный на демократии и правах человека, является всего лишь пустой обещать.

Кроме того, Холланд отмечает, что польские власти препятствовали въезду в этот район гуманитарных групп и журналистов. В результате оказать помощь застрявшим в лесу и сообщить о жестоких действиях пограничников стало невозможно.

Я твердо уверен, что слова Качиньского, значимого политического деятеля Польши, произвели на меня глубокое впечатление во время одной из наших бесед. Его проницательность затронула меня, когда он поделился своим взглядом на войну во Вьетнаме и роль средств массовой информации в формировании общественного мнения. Он утверждал, что американцы проиграли войну, когда позволили средствам массовой информации транслировать тревожные кадры детей, сжигаемых напалмом.

Помимо своей преданности делу, Холланд настояла на том, чтобы поделиться этой историей через человеческую призму. Я твердо верю в передачу аутентичности. Холланд вместе с двумя своими коллегами, Габриэлой Лазаркевич-Сечко и Мацеем Писуком, провела бесчисленные часы в беседах. Нам удалось провести конфиденциальные беседы с пограничниками, что позволило им раскрыть свой опыт и перспективы.

Из-за спорного характера фильма обеспечение финансирования оказалось самой трудоемкой задачей, продолжавшейся целый год. В этом длительном процессе участвовали различные источники, в том числе американский продюсер по имени Фред Бернстайн. В конечном итоге «Зеленая граница» стала результатом сотрудничества польской, французской, чешской и бельгийской киноиндустрии. Холланд, впервые взявшая на себя роль продюсера, выразила обретенное в результате этого опыта уважение к сложности европейского кинопроизводства.

A scene from the movie “Green Border.”
(Agata Kubis)

В фильме история рассказывается с точки зрения трех уникальных групп. Сначала мы встречаем семью сирийских беженцев, жаждущую воссоединиться с родственником в Швеции. Далее мы следуем за польским пограничником, который стремится действовать этично, но не уверен в правильности своих действий. Наконец, мы сопровождаем терапевта, пока она превращается в активистку в своем родном городе. Повествование становится более глубоким благодаря эпилогу, изображающему изменившуюся реакцию Польши на столкновение с новой волной беженцев, на этот раз из соседней католической Украины.

В своей постановке я уделяю приоритетное внимание аутентичности, поэтому приложила дополнительные усилия к процессу кастинга. Холланд поделился: «Выбранные актеры были не просто профессионалами; они также были настоящими сирийскими беженцами». Поступая таким образом, им не приходилось разыгрывать эмоции, с которыми они не могли соприкасаться – они уже испытали их на собственном опыте. На роль местной активистки я выбрал польскую актрису Майю Осташевскую. За кадром она посвятила свое время и энергию защите прав человека на границе.

Как преданный фанат, я бы описал «Зеленую границу» следующим образом: Этот шедевр был воплощен в жизнь всего за 24 насыщенных событиями дня блестящим оператором Томашем Наумюком с использованием поразительных черно-белых визуальных эффектов. Для меня участие в его создании было незабываемым опытом. Я помню, что это был уникальный процесс сотрудничества. Иногда мы работали одновременно с двумя съемочными группами во главе с молодыми польскими режиссерами. Работая втайне от польского правительства, нам удалось создать мощное чувство единства.

Как любитель кино, меня глубоко тронули фильмы Агнес Холланд, особенно «Европа Европа». В ее работах рассматриваются сценарии Холокоста, и однажды она поделилась своей убежденностью в том, что зверства Холокоста послужили прививкой от национализма. Она думала, что наблюдение за такими ужасами позволило человечеству лучше осознать свою способность творить зло и с меньшей вероятностью поддаться разъединяющим идеологиям.

Кроме того, связь Голландии с регионом «Зеленая граница» усиливается близостью к Собибору, печально известному немецкому лагерю смерти времен Второй мировой войны. Этот район был местом замечательного восстания заключенных и массового побега. Как она отмечает, «беглецы из того лагеря во всем напоминали этих беженцев, и они бежали именно в этот лес».

Я не могу говорить за «Зеленую границу» или ее режиссера, но, с моей точки зрения, страх перед регрессом мира к ужасному прошлому для нас вырисовывается очень серьезно. Это как если бы больной зуб, за которым не начали лечить вовремя, в конечном итоге сгнил и выпал. К сожалению, незаживающие раны прошлого все еще остаются и бросают тень на настоящее.

Смотрите также

2024-07-18 18:35