Эти фильмы навсегда изменили представления о квирах. Мы поговорили с их первым чемпионом

Самые главные криптоновости в Телеграм-канале CryptoMoon, присоединяйтесь!👇

Cryptomoon Telegram


Эти фильмы навсегда изменили представления о квирах. Мы поговорили с их первым чемпионом

1

Как человек, достигший совершеннолетия в разгар кризиса СПИДа и движения «Новое квир-кино», я не могу не чувствовать глубокой связи с фильмами и художниками, которые определили этот поворотный момент в квир-истории. Боль и потеря были ощутимы, но не менее ощутимой была и решимость найти радость и удовольствие посреди всего этого.

Будучи киноэнтузиастом начала 90-х, я стал свидетелем беспрецедентного всплеска фильмов о геях и лесбиянках, которые осмелились бросить вызов статус-кво. В этих фильмах постмодернистские чувства смешались с современными страхами, связанными с такими проблемами, как кризис СПИДа и безудержная гомофобия. Но что действительно отличало их, так это инновационный визуальный язык. Черпая вдохновение в авангарде и видеоарте, им удалось уловить и отразить наши коллективные проблемы таким образом, чтобы это было одновременно заставляющим задуматься и коммерчески успешным.

Кинокритику и ученому Б. Руби Ричу было сложно классифицировать эти фильмы, и еще труднее их не заметить. По словам Рича, эта коллекция фильмов ознаменовала беспрецедентную эпоху в истории кино, непохожую ни на одну из тех, что мы видели до или, возможно, после.

В интервью газете The Times через Zoom из Парижа 75-летний Рич рассказал, что это был период, когда кинематографисты смело создавали фильмы, способные привлечь внимание зрителей к несправедливости и смертности. Эти фильмы продолжают иметь значение из-за своего воздействия.

Примечательно, что Рич придумал термин «Новое квир-кино», который с тех пор стал широко использоваться. Эти фильмы будут представлены в предстоящей серии в Музее киноакадемии под названием «Полные удовольствия: исследование истоков нового квир-кино».

Эти фильмы навсегда изменили представления о квирах. Мы поговорили с их первым чемпионом

Guinevere Turner, left, and Cheryl Dunye in the 1996 romantic comedy “The Watermelon Woman.”
(Academy Museum)

Начиная с 15 июня, на этой выставке будут представлены такие важные фильмы, как «Эдвард II» Дерека Джармана, скорбный взгляд на королевскую драму, и дебютная работа Тодда Хейнса «Яд», вызвавшая споры. Кроме того, есть новаторский фильм Шерил Данье «Женщина-арбуз». Эти фильмы и их создатели сыграли решающую роль в формировании ландшафта независимого кино для ЛГБТ-сообщества.

В начале 90-х прошла волна новаторских фильмов, созданных режиссерами ЛГБТК+, которые оказали большое влияние на кинофестиваль. Несмотря на различия в технике и художественных стилях, они разделяли уникальную точку зрения, которую критики стали называть «Homo Pomo». Этот термин, придуманный писателем Ричем в 1992 году, олицетворял новаторский дух и свежий взгляд этих режиссеров-новаторов.

После того как газета Village Voice опубликовала обширную статью Рича об этом развивающемся литературном каноне, британский журнал Sight and Sound быстро последовал этому примеру, перепечатав ее и сделав ее темой конференции в Институте современного искусства в Лондоне. Вскоре после этого британский канал Channel 4 выпустил на его основе специальную программу.

После того, как его подхватили прокатчики и кинотеатры, объясняет Рич, фильм начал жить собственной жизнью. Это стало эффективным инструментом для рекламы фильмов, соответствующих той бурной энергии, которую я придумал. Удивительно, но он продолжал процветать, оставляя долгосрочное влияние – поистине восхитительный результат. Что касается ее вновь обретенной известности благодаря вкладу в язык, она смиренно шутит: «Как писатель, я обнаружила, что написание запоминающегося слогана, полезного для маркетинга, может сделать вас вечным».

Эти фильмы навсегда изменили представления о квирах. Мы поговорили с их первым чемпионом

Keanu Reeves and River Phoenix in Gus Van Sant’s 1991 drama “My Own Private Idaho.”
(Academy Museum)

За это время Рич ярко вспоминает произошедшее. Проживая в Нью-Йорке, она наблюдала, как ученые борются с насмешливым термином «гомосексуальный» на семинарах и в лекционных залах. Между тем, группы активистов, такие как ACT UP и Queer Nation, использовали этот термин, чтобы выразить свое разочарование по поводу безразличия правительства к кризису СПИДа, расклеивая улицы плакатами.

Рич объяснил, что он увидел два различных аспекта термина «квир-теория», которые нашли у него отклик. Первоначально он представлял собой изучение и понимание этой концепции, ее происхождения и потенциальных идей. Однако, как только он обдумал это, фраза превратилась в мощный активистский лозунг: «Мы здесь, мы странные! Привыкайте к этому!»

Когда она воспринимала криво-чувственные произведения Гаса Ван Сента, поэтические и острые перспективы Исаака Жюльена, хаотично-энергизирующие работы Грегга Араки и острую сатиру Шерил Данье во время кинофестивалей, таких как «Сандэнс» и «Новые режиссеры/Новые» Линкольн-центра. Films Рич был вдохновлен на создание фразы, которая до сих пор сохраняет свою силу, заставляющую задуматься.

«Если бы фильмы не имели значительной ценности, если бы кинематографисты не продолжали их снимать, и если бы к ним не присоединились более талантливые режиссеры, я считаю, что движение, возможно, зашло бы в тупик», — сказал Рич.

Взрыв кинематографа, который описывал Рич, был беспрецедентным.

В то время, объясняет она, смотреть гей-фильмы в кинотеатрах было невозможно. Помимо работ Фассбиндера, которые требовали субтитров для тех, кто не говорил по-немецки, было доступно несколько вариантов. Это революционное событие произвело значительную революцию в кинокультуре. Со временем это стало обычным явлением и потеряло свою новизну. Я считаю, что просмотр гей-тем, секса и отношений, изображенных на большом экране в местном мультиплексе, был по-настоящему преобразующим опытом для многих людей той эпохи.

Эти фильмы навсегда изменили представления о квирах. Мы поговорили с их первым чемпионом

An image from Jennie Livingston’s 1990 documentary “Paris Is Burning.”
(Academy Museum)

В начале 90-х «Новое квир-кино» приобрело значительную популярность. Эти фильмы отражали дух времени и получили высокую оценку. На кинофестивале «Сандэнс» в январе 1991 года триптих Хейнса «Яд», вдохновленный романами Жана Жене с элементами научной фантастики и ужасов, а также документальный фильм Ливингстона «Париж горит», в котором исследуется бальная культура Нью-Йорка, получили высшие награды. от жюри. Позже в том же году, на Венецианском международном кинофестивале, драма Ван Санта о путешествии уличного бандита под названием «Мой личный штат Айдахо» получила исключительные отзывы, а Ривер Феникс получил награду за лучшую мужскую роль за свою захватывающую игру.

Эти фильмы нашли большой отклик как у критиков, так и у зрителей, в результате чего кассовые сборы составили 8 миллионов долларов для фильма Ван Санта и 3,7 миллиона долларов для документального фильма Ливингстона. Их актуальность и своевременность продолжают подчеркиваться в серии «Музей Академии».

Фильмы начала 1990-х годов бросали нам вызов своим грубым и провокационным стилем. Они экспериментировали со стилизацией, заимствованиями и иронией, что привело к появлению новаторских методов передачи повествований о геях и лесбиянках. Эти фильмы бросали вызов тому, чтобы их называли просто «гей-фильмами». Вместо этого Рич охарактеризовал их как «непочтительных, ярких, порой минималистичных или экстравагантных. Самое главное, они излучали удовольствие и приглашали нас пообщаться с ними как с частью квир-сообщества».

Эти фильмы, представленные в серии показов Музея Академии, получили свое название благодаря значимым линиям, которые они представляют. Среди них ранние работы Киану Ривза («Мой личный штат Айдахо») и Тильды Суинтон («Эдвард II»). В сериале также представлены менее известные произведения, такие как «Живой конец» Араки (1992), сырой роуд-муви о двух ВИЧ-положительных геях, находящихся в бегах, и «Иди на рыбалку» Роуз Трош (1994), лесбийская комедия, по праву расширил новый кинематографический ландшафт за пределы исключительно мужской сферы. Несмотря на боль, эти фильмы предлагают много смеха и счастья.

«Для Рича это было похоже на мгновенный прилив радости» или «Рич описал это как внезапное и сильное ощущение удовольствия». Альтернативно: «Он испытал это как быстрый, бодрящий трепет» или «Это был краткий, но мощный момент восторга для Рича». Метафоры, использованные в оригинальной цитате, эффективно передают идею внезапного, интенсивного и заряжающего энергией опыта.

Эти фильмы навсегда изменили представления о квирах. Мы поговорили с их первым чемпионом

Ian Hart, left, and David Angus in the 1991 movie “The Hours and the Times.”
(Academy Museum)

Она отметила, что эти фильмы были вдохновляющими, потому что они не сдерживали доставления удовольствия как зрителям, так и на экране в то время, когда их было мало. К.Дж. Курирование Релтом-Миллером этой коллекции в Музее Академии служит отличным шансом вновь испытать эти удовольствия, оглядываясь назад, спустя несколько десятилетий.

В 1992 году разрушительное воздействие СПИДа на людей было ощутимым. Никаких эффективных методов лечения или лекарств пока не было. В то время как АЗТ добивался прогресса, велись споры о его использовании, и многие продолжали страдать от этой болезни. Это было не время для триумфа, поскольку эпидемия еще не закончилась; вместо этого оно дало кратковременную передышку. Люди воспользовались этой паузой, чтобы скорбеть о своих потерях и искать утешения среди печали.

Кинематографисты движения «Новое квир-кино» превратили острую боль в яркую тревогу, встряхивая зрителей, критиков, дистрибьюторов и коллег, заставляя их признать и заняться решением представленных проблем.

«По словам Рича, эти фильмы вызвали волнение и предвкушение. Их присутствие было воодушевляющим, и они заняли уникальное место в киноиндустрии. Они даже привезли с собой свои собственные яркие прожекторы. Не было удовольствия без некоторого дискомфорта. Поддерживать это хрупкое равновесие было непросто. ключевой.»

Баланс очевиден в потрясающей черно-белой кинематографии Эллен Курас для фильма Тома Калина «Обморок» (1992), фильма, который Рич описывает как добавляющего новую перспективу к термину «убийство». Нынешнее поколение кинематографистов продолжает демонстрировать эту уникальную способность превращать боль и печаль в захватывающие визуальные истории.

Продолжает ли книга Пола Б. Пресиадо «Орландо, моя политическая биография» (которая выйдет на лейбле Janus Contemporaries компании Criterion Collection в конце июня) оказывать длительное влияние? Рич высоко оценивает этот документальный фильм-эссе 2023 года, созданный под влиянием Вирджинии Вульф и считающийся замечательным произведением транс-кино. Она заявляет о необходимости создания большего количества фильмов, схожих по тематике и содержанию, а не ограничивающихся только квир- или транс-опытом.

В сегодняшней киносцене ей трудно сохранять надежду. По словам Рича, поразительно, как киноиндустрия пренебрегает созданием фильмов, рассказывающих о злодеяниях современной жизни. Вместо этого они, похоже, предпочли создавать простые формы развлечения.

В этих проектах, таких как «Часы и времена» о восходящих «Битлз» и «Молодые повстанцы души», заложен убедительный и нереализованный потенциал (они являются частью коллекции Музея Академии).

Эти фильмы служат мощным напоминанием об определенной эпохе, а также представляют собой революционный прогресс в кино. На мой взгляд, именно в этом причина их непреходящей популярности. Их пока никому не удалось превзойти, и они остаются свежими и актуальными.

Смотрите также

2024-07-18 19:01