Правдивая история о том, как претендент на Оскар «Я все еще здесь» подталкивает Бразилию противостоять своему темному прошлому

Самые главные криптоновости в Телеграм-канале CryptoMoon, присоединяйтесь!👇

Cryptomoon Telegram


Когда Марсело Пайва, известный бразильский писатель, в 2015 году приступил к написанию своих мемуаров под названием Я все еще здесь, он стремился вести хронику истории своей семьи, уделяя особое внимание своей матери Юнис Пайва, которая постепенно теряла ее память в возрасте восьмидесяти лет. Юнис боролась с болезнью Альцгеймера более десяти лет, что привело к тому, что она забыла о своем прошлом как выдающегося адвоката по правам человека и активистки в Бразилии. На протяжении всей ее жизни ее работа была в основном посвящена правам коренных народов, но ее стремление к справедливости было глубоко личным: ее бывший муж и отец Марсело, Рубенс Пайва, инженер и бывший конгрессмен, был арестован военной полицией и исчез 20 января. 1971. Лишь много лет спустя выяснилось, что Рубенс был жестоко замучен и убит во время военной диктатуры Бразилии, которая находилась у власти с 1964 по 1985 г. К сожалению, его тело так и не было обнаружено.

С личной точки зрения история Марсело Пайвы приобрела более глубокое значение с точки зрения тревожной истории Бразилии, которую часто скрывают. Поначалу эта семейная история вызвала большой резонанс в Бразилии, даже достигнув вершины списков отечественных бестселлеров. Однако теперь он привлек международное внимание благодаря широко получившему признание фильму под названием «Я все еще здесь». Этот фильм был адаптирован по книге Марсело его близким другом Уолтером Саллесом – известным бразильским режиссером, известным такими работами, как «Город Бога», «Дневники мотоциклиста». и «В дороге» — премьера которых с большим успехом прошла на Венецианском международном кинофестивале и была отмечена наградой за лучший сценарий. В США он выйдет 17 января.

Как преданный энтузиаст кино, я рад сообщить, что долгожданное возвращение Саллеса в бразильское и художественное кино спустя десятилетие, пронзительная драма «Я все еще здесь», произвело фурор. в сезоне награждений в этом году. 5 января он получил одну из двух номинаций на «Золотой глобус», получив награду за лучшую женскую роль в драматическом фильме за свою замечательную звезду Фернанду Торрес. Эта победа ознаменовала исторический момент, поскольку она затмила таких звезд, как Николь Кидман, Анджелина Джоли и Кейт Уинслет, став первой бразильской актрисой, получившей эту престижную награду, спустя 25 лет после того, как ее мать, Фернанда Монтенегро, была номинирована в той же категории за еще один Саллес. фильм «Центральный вокзал». Есть надежда, что фильм будет номинирован на лучший международный художественный фильм на 97-й церемонии вручения премии Оскар. Благодаря этому триумфу Торрес оказывается в завидном положении и может получить номинацию на лучшую женскую роль.

В фильме показан гармоничный образ жизни семьи Пайва возле пляжа Ипанема в Рио-де-Жанейро в конце 60-х и начале 70-х годов, в то время как военные силы на заднем плане подавляют левые восстания. Однако их мирное существование нарушается, когда Рубенс (глава семьи) задерживается военными в 1971 году. После этого Юнис (Торрес) и одна из ее дочерей взяты под стражу для допроса. После того, как их освобождают, Юнис отправляется на длительные поиски ответов о судьбе Рубенса. Позже история переносится в 1996 год, когда она в конце концов получает свидетельство о его смерти, а затем в 2014 год, когда в возрасте 85 лет Юнис с трудом может вспомнить свое прошлое.

За последний месяц кинематографический шедевр «Я все еще здесь» привлек более 3 миллионов зрителей в бразильских кинотеатрах, заработав впечатляющие 11 миллионов долларов внутри страны. Этот триумф обеспечил ему место самого успешного фильма режиссера Саллеса за его трехдесятилетнюю карьеру. По мере того как ажиотаж вокруг этого фильма нарастает, многие бразильцы все глубже погружаются в бурное прошлое своей страны, находя поразительные параллели с нынешним крайне правым политическим климатом.

Примечательно, что своевременный выпуск как книги, так и фильма совпал со значительными событиями в Бразилии, связанными с реальной историей семьи Пайва, что вселило ощущение безотлагательности и подчеркнуло реальность того, что жизнь часто подражает искусству.

Фильм о прошлом и настоящем Бразилии

Пока Марсело Пайва писал свою книгу, в Бразилии была создана Национальная комиссия по установлению истины (Comissao Nacional da Verdade) под руководством бывшего президента Дилмы Руссеф, которая сама пережила тюремное заключение и пытки во время военного правления. Эта комиссия была создана для расследования злодеяний против человечества, имевших место во время диктатуры. Результаты этого отчета, опубликованного в 2014 году, подтвердили, что Рубенс Пайва является одной из 434 жертв (убитых или пропавших без вести) военного режима, а еще десятки тысяч страдают от пыток.

Пайва поделился с TIME тем, что он обнаружил, что его мать страдает потерей памяти, что странным образом отражает общенациональный разговор в Бразилии о собственной памяти. Ему показалось весьма странным и заставляющим задуматься исследование этой двойственности.

Прошлой осенью премьера фильма состоялась в Бразилии примерно в начале ноября, но всего несколько недель спустя полицейский отчет всколыхнул бразильскую политику. В докладе раскрыт заговор военных союзников крайне правого бразильского политика Жаира Болсонару, который до этого занимал пост президента и известен своими правыми взглядами, с целью организовать государственный переворот против президента Луиса Инасио Лулы да Силвы. Эта предполагаемая попытка государственного переворота была запланирована после того, как Болсонару проиграл выборы 2022 года. Военные союзники, участвовавшие в этом заговоре, были связаны с диктатурой и никогда не привлекались к ответственности.

План этой попытки государственного переворота был поразительным, поскольку он включал пугающее предложение убить Лулу, его избранного вице-президента Джеральдо Алкмина и даже судью Верховного суда.

«Поначалу я верил, что наша работа станет зеркалом прошлого, которое поможет нам понять нынешнюю ситуацию», — заявил Уолтер Саллес в интервью TIME. Однако, когда политический климат в Бразилии изменился и крайне правые получили значительное влияние, которого мы не предвидели, стало очевидно, что наш фильм не только о прошлом, но и о настоящем моменте.

Как киноман, размышляющий на эту тему, я бы сказал: «Я согласен – казалось, что мы балансируем на грани действий, вдохновленных поклонниками диктатуры 70-х. Проблема была не только в Бразилии, но и во всем мире – люди Похоже, он верил, что диктатура не так уж и ужасна, что пытки — это миф, а настоящей проблемой является демократия. Для меня новость о попытке государственного переворота была пугающим отражением того, что пережила семья Пайва. терпел.

Команда, работавшая над фильмом, сочла зеркальный эффект значительным, поскольку Болсонару решительно выступает за военную диктатуру Бразилии, называя переворот 1964 года «Днем свободы». Многие из его сторонников разделяют эту близость к той эпохе: около 58 миллионов бразильцев отдали свои голоса за него на выборах 2018 года (что составляет более 55% от общего числа голосов). Хотя он проиграл Луле на выборах 2022 года, сторонники Болсонару организовали крупномасштабную антидемократическую демонстрацию на бразильском конгрессе в 2023 году, которая имела поразительное сходство с восстанием сторонников Трампа в Капитолии в 2021 году.

Почтение наследия вдовы, ставшей национальным героем

2023 год ознаменовал начало работы над фильмом Я все еще здесь, и тем не менее политическая атмосфера пронизывала комнату. Однако, как выразился Саллес, это стало катализатором мотивации: «Мы все осознавали важность того, что создавали во время съемок. Это осознание усилило наше внимание, позволив нам снимать один и тот же фильм — важный аспект в кино.

Торрес сослался на идею «сердечного человека» (термин, придуманный бразильским социологом Сержиу Буарк де Оланда) как на фундаментальный подход к пониманию бразильской идентичности и способу, которым бразильцы обычно решают серьезные проблемы.

Бразильцы известны своим теплым и гостеприимным характером, открытостью и дружелюбием. Однако, когда дело доходит до решения наших национальных или политических проблем, мы часто предпочитаем более сдержанный подход, сохраняя конфиденциальность и решая их за закрытыми дверями, как бы заметая их под ковер.

Несмотря на попытки некоторых бразильских ультраправых избегать этого фильма, он неожиданно стал общенациональной сенсацией. Торрес была ошеломлена, поскольку считала, что фильм о Рубенсе Пайве, символе военных преступлений, подвергнется критике не только крайне правых. «Воздействие и эмоции, которые вызвала эта семья [Пайва], достигли всех – от крайне левых до правоцентристов, поэтому мы не столкнулись с нападениями.

Как любитель кино, я хотел бы поделиться своими мыслями о том, почему «Пайсойнс» так глубоко нашел отклик у зрителей. Бразильский историк Луис Фелипе де Аленкастро, который лично испытал диктатуру в Бразилиа и в юности пересекался с Рубенсом и Юнис Пайва, считает, что значительная часть ее привлекательности заключается в изображении процветающей семьи в Рио-де-Жанейро в 1970-е годы. Более того, он предполагает, что своевременность фильма, поскольку он отражает текущие события, сыграла решающую роль в завоевании наших сердец и умов.

Он рассказал TIME, что раньше фильмы о военных диктатурах представляли собой «агрессивное изображение городской партизанской войны, в котором боевики готовы сражаться и умирать». Теперь мы видим довольную семью из высшего общества Бразилии, не занимающуюся подрывной деятельностью, неожиданно переживающую катастрофу, похожую на удар молнии в их дом. Это событие совпадает с раскрытием того, что лица, связанные с Болсонару, планировали убить Лулу.

Историк отметил, что фильм вызвал глубокий отклик у молодых бразильцев, что привело к появлению на YouTube и TikTok видеороликов, в которых потомки бывших политических заключенных делятся фотографиями и рассказывают истории своей семьи — явление, беспрецедентное для старших поколений бразильцев. В офлайн-режиме это влияние также очевидно: в Сан-Паулу могила Юнис Пайва, которая скончалась в 2018 году в возрасте 89 лет, стала местом паломничества для поклонников этой женщины, которая защищала демократию в Бразилии.

Марсело Пайва, известный бразильский писатель, рассказывает, что его мать Юнис бросила вызов общепринятому образу вдовы и превратилась в героя. Она изменила свою личность, создав новую личность адвоката по правам человека. Семья проживала в просторном доме в Леблоне, Рио-де-Жанейро, когда Рубенс был жив, но была вынуждена переехать после его насильственного исчезновения. Лишь в 1996 году, 25 лет спустя, о смерти Рубенса было официально объявлено, что лишило Юнис доступа к его банковским счетам или продажи его имущества для поддержания семьи. Вся производственная группа глубоко восхищалась стойкостью Юнис. Торрес стремился создать фильм, которым Юнис могла бы гордиться.

Тонкая грань между диктатурой и демократией

Как киноэнтузиаст, вспоминающий фильм «Я все еще здесь», я считаю, что он глубоко разделен между сияющей невинностью, свидетелем которой я стал в Рио, и затянувшейся печалью, последовавшей за загадочным исчезновением Рубенса. Подрастая, Уолтер Саллес был связан с детьми Пайва, часто проводя беззаботные дни в их залитом солнцем пляжном домике в конце 60-х. Атмосфера там была яркой: открытые двери и окна, оживленные политические дискуссии и постоянное музыкальное сопровождение, эхом разносившееся по воздуху. Этот дом воплощал мечту о другой нации, которая резко контрастировала с Бразилией, которую я знал под военным правлением и цензурой, где присутствие военных было вездесущим в нашей повседневной жизни.

Оглядываясь назад на несколько лет, в то время как Бразилия претерпела существенные преобразования и вернулась к своим демократическим основам, многие продолжают воспринимать «видение другой нации» Саллеса как неуловимое из-за стойкого политического сходства между прошлым и настоящим. По словам Марсело Пайвы, «граница между диктатурой и демократией в Бразилии и США очень тонкая». К счастью, нам удалось противостоять таким системам, но как долго остается неясным. Однако этот фильм служит мощным напоминанием нашему населению о том, как важно сохранять бдительность и брать на себя ответственность за формирование нашего коллективного будущего.

Может ли фильм внести существенный вклад в жизнь страны, переживающей непростую историю? Маловероятно, что это будет сделано комплексно, но режиссер Саллес утверждает, что искусство, особенно кино, может внести свой вклад в постоянный дискурс по таким вопросам. По его словам, «бразильское кино и искусство в целом обладают жизненной силой, которая проистекает из нашего желания отразить нашу собственную идентичность, и этот фильм является частью более широкого повествования. Это не одиночная попытка.

Смотрите также

2025-01-08 00:07