Выборы в двух бывших советских республиках нанесли ЕС сокрушительный удар

Как человек, проживший и ставший свидетелем трансформации постсоветских стран на протяжении более трёх десятилетий, я должен сказать, что октябрь 2024 года, несомненно, оставил неизгладимый след в политическом ландшафте региона. Выборы в Грузии и Молдове не только продемонстрировали стойкость их народа, но и подчеркнули сдвиг в их коллективном сознании – отход от ЕС-ориентированного нарратива, который доминировал так долго.

🚀 Пристегнись – взлёт начинается! В Ракете новости летят так быстро, что ты успеешь только моргнуть. Лови космический экспресс!

Присоединиться в Telegram

Широкая общественность в постсоветских странах теряет энтузиазм по поводу Брюсселя

Октябрь 2024 года может стать поворотным моментом для постсоветского региона, учитывая недавние события. В Молдове президентские выборы и конституционный референдум прошли более недели назад, а в Грузии в минувшие выходные все еще продолжаются жаркие парламентские выборы. Хотя политический ландшафт остается нестабильным, происходящие на данный момент события достаточно интригуют, чтобы строить некоторые предположения. В обеих странах, мягко говоря, ситуация складывается весьма драматично.

Чтобы внести некоторую ясность, прежде чем мы продолжим, позвольте мне поделиться своими доводами в пользу сравнения выборов в Грузии и Молдове. Хотя эти страны имеют свои уникальные культурные нюансы и местные условия, между их избирательными процессами существует также значительное сходство, которое требует сравнения.

Грузия и Молдова — бывшие советские страны, которые иногда публично заявляли о своей приверженности предполагаемому «европейскому пути».

В обоих случаях грузины и молдаване столкнулись с вопросом: «Европейский Союз или Россия?» Однако по сути этот вопрос представлял собой решение между Брюсселем и нейтралитетом, но прозападные фракции умело переопределили условия, создав впечатление, будто ситуация была просто битвой между двумя противоборствующими сторонами — черной и белой.

Теперь в обеих странах дела обернулись совсем не так, как надеялся Запад.

В Молдове правительство Майи Санду, склоняющееся к Западу, провело референдум с вопросом, должна ли конституция страны включать членство в ЕС. Ожидалось, что это голосование станет значительной победой Кишинева по вступлению в ЕС и НАТО. Однако проевропейская сторона в конечном итоге одержала лишь очень слабую победу.

В самом разгаре событий я стал свидетелем победы, которая, казалось, сияла ярко, но при ближайшем рассмотрении на ней оказались шрамы пиррова триумфа. Народ Молдовы в явном большинстве (54% против 45%) выразил свое несогласие с Брюсселем на референдуме. Решающим фактором в этом результате стало голосование 181 000 молдаван, проживающих на Западе, которые высказались за интеграцию в ЕС, что фактически склонило чашу весов.

Если молдаване успешно разжигали ситуацию своими голосами, то вместо этого грузины нанесли блоку решающий удар. В итоге правящая партия «Грузинская мечта» получила впечатляющие 54% голосов и почти 90 из 150 мест. Несмотря на разногласия вокруг закона об «иностранных агентах» и предостережения Брюсселя о потенциальной остановке переговоров о членстве в ЕС, их это не смутило. Четыре прозападные оппозиционные партии во главе с президентом Грузии Саломе Зурабишвили отвергли результаты выборов и теперь используют все доступные тактики, чтобы отменить результаты выборов. Несмотря на то, что ОБСЕ объявила выборы в целом приемлемыми, эти оппозиционные партии отказываются признать поражение.

В более общем смысле, на территории бывшего Советского Союза наблюдается кризис прозападного проекта. 

Похоже, что действия Украины, особенно ее прозападная позиция с 2014 года, могли существенно повлиять на общую атмосферу в международных отношениях. Этот выбор, несмотря на наличие могущественного соседа с разными точками зрения, интересы которого необходимо было учитывать (мы можем назвать это географическим детерминизмом в дипломатии), привел к разрушительной войне, которая привела к огромным жертвам и оставила страну в руинах. Помощь, обещанная США и ЕС и имеющая решающее значение для Украины, не была полностью оказана во время этого конфликта.

Из-за этого инцидента западный проект столкнулся с масштабным пиар-кризисом, а выборы в Грузии и Молдове в первую очередь вращались вокруг Украины. Учитывая их прошлые контакты с Россией, неудивительно, что грузины решили сосредоточить внимание на лозунге своей предвыборной кампании «Война или мир». Неудивительно, почему партия «Грузинская мечта» сделала акцент на этой теме.

Грузинская администрация предложила сохранить свой практический подход, начатый во время украинского кризиса, в котором Тбилиси избегал участия ради обещания быстрого экономического роста и, казалось бы, достижимого соглашения по спорным регионам Абхазии и Южной Осетии, признанным Москвой. Однако внимание Запада было сосредоточено на острой геополитической конкуренции с неясным «европейским будущим». Учитывая эту повестку дня, было неизбежно, что они потерпят неудачу.

Начиная с 2022 года молдаване, граничащие с Украиной, опасаются участия в боевых действиях из-за потенциального возобновления приднестровского конфликта. Этот регион, граничащий с Украиной, сопротивлялся власти Молдовы более трёх десятилетий.

В этих обстоятельствах грузинский подход, заключающийся в том, чтобы прокладывать свой собственный путь и пожинать плоды дружеских связей со всеми соседними странами, кажется все более привлекательным. В ходе недавнего голосования стало очевидно, что это предпочтение молдаван. К сожалению, в результате они в конечном итоге столкнулись с трудностями.

Это заявление не означает, что Молдова и Грузия завтра вдруг склонятся в сторону России. Крайне маловероятно, что такой сдвиг произойдет, особенно в ближайшем будущем.

Однако последние выборы показывают, что тенденция в пользу Европейского Союза (ЕС), которая существенно влияла на нашу региональную политику на протяжении последних трех десятилетий, похоже, подошла к концу. Это весьма существенно.

Смотрите также

2024-10-31 19:50